Актуальность исследования развития речи детей старшего дошкольного возраста обусловлена возрастающими требованиями к речевой компетентности выпускников дошкольных образовательных учреждений. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие является одним из основных направлений развития дошкольников, а одной из приоритетных задач является формирование у детей "владения речью как средством коммуникации, познания и самовыражения". В соответствии с ФГОС и Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», одним из важнейших критериев успешного речевого развития детей является развитие образной речи, поскольку она способствует формированию связной, выразительной речи, обогащению словарного запаса и развитию воображения. В современном обществе умение ясно и грамотно выражать свои мысли является необходимым условием успешной социализации и обучения. Особую роль в этом процессе играет использование эффективных методов и приемов, таких как изучение народных сказок.
Важность развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста, как основы для формирования связной и выразительной речи, отмечают такие исследователи как Андреева И.Н. (доктор педагогических наук, специалист в области дошкольной педагогики), Кузьмина Д.А. (кандидат педагогических наук, исследователь проблем речевого развития дошкольников), Сидукова Д.А. (кандидат филологических наук, специалист в области детской литературы), Колисниченко О.В., Черкашина С.А., Бокова И.И. и Вишнякова О.А. (специалисты в области методики дошкольного образования), Садовничая О.А. (кандидат педагогических наук, специалист в области инновационных технологий в образовании), Колокольцева М.Д. и Терещенко М.Н., (специалисты в области возрастной психологии), Аманжолова А.Н. и Абдурахманова М.М. (специалисты в области художественной литературы для детей), Патрушева З.В. и Ахмедова Ю.А. (методисты дошкольного образования).
Возрастные особенности речевого развития и важность работы со связной и образной речью детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах Аббасовой Л.И. и Балашкевич С.С. (специалисты в области дошкольной педагогики), Гафуровой Д.Х. (специалист в области коррекционной педагогики), и Спасеновой Т.А. (специалист в области методики развития речи). Необходимость развития выразительности речи дошкольников выделяют Афанасьева О.А., Кутырева В.М. и Шириязданова Х.Ф. (специалисты в области фольклористики и детской литературы), Волобуева Н.А. и Бельдиева И.С. (специалисты в области педагогики).
Эффективность народной сказки как средства речевого развития подтверждается в исследованиях Галушко И.Г. и Солдатенко А.А. (специалисты в области лингводидактики), Обуховой С.М., Бельдиевой И.С. и Волобуевой Н.А. (специалисты в области педагогики), а значимость методического обеспечения процесса развития речи дошкольников подчеркивают Ушакова О.С. и Струнина Е. (методисты дошкольного образования), Тупикина Ю.С. (историк педагогики), Нищева Н.В., Сомкова О.Н. и Волчкова В.Н. (методисты дошкольного образования).
Таким образом, несмотря на наличие исследований в данной области, существует необходимость в проведении дальнейших исследований, направленных на изучение эффективных методов и технологий развития речи старших дошкольников через народные сказки. Это обусловлено тем, что методика развития речи дошкольников требует постоянного совершенствования и адаптации к современным образовательным требованиям, закрепленным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), а также в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (например, в разделе по речевому развитию). Это подчеркивает актуальность данного исследования, направленного на поиск новых подходов к развитию речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных сказок.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных сказок.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных сказок.
2. Выявить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
3. Определить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных сказок.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных педагогических условий использования народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование народных сказок в образовательном процессе будет способствовать эффективному развитию речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Создание насыщенной языковой среды: ежедневное чтение, использование фольклора в разных ситуациях, обсуждения и драматизация.
2. Использование методов моделирования и наглядности: использование моделей, иллюстраций для анализа сказок, образов и событий.
3. Развитие творческих способностей детей: поощрение самостоятельного сочинения сказок, изменения сюжета.
4. Усиление акцента на развитие диалогической речи: использование диалогов из сказок, вовлечение детей в обсуждения и ролевые игры.
5. Осознанное использование средств выразительности: анализ языка сказок, их использование в речи, а также методы звукового анализа.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к развитию речи старших дошкольников посредством народных сказок, а именно в сочетании различных форм работы со сказками и систематического мониторинга динамики уровня речевого развития на разных этапах исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы и методические рекомендации могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений для повышения эффективности работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
План проведения психолого-педагогического исследования: психолого-педагогическое исследование проводилось в два этапа: теоретический и практический (эмпирический).
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнение и сопоставление различных подходов к развитию речи детей старшего дошкольного возраста; классификация методов и приемов развития речи; обобщение теоретического материала; анализ нормативных документов.
Эмпирические методы: педагогический эксперимент, в рамках которого применялись: диагностические методики («Пересказ рассказа», «Рассказ по сюжетной картинке» В.П. Глухова, методика «Выявления особенностей развития связной речи» Н.Г. Смольниковой и К.А. Смирновой), наблюдение; методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Структура работы включает введение, две главы основной части, состоящей из семи параграфов, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель, задачи, гипотеза, определяются новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных сказок» анализируется психолого-педагогическая литература по проблеме и раскрывается теоретический аспект.
Во второй главе «Экспериментальное исследование влияния народных сказок на развитие речи детей старшего дошкольного возраста» представлены результаты эмпирического исследования.
Эмпирический (эксперимент) проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный, на базе МБДОУ Детский сад №7 «Росинка» г. Анива Сахалинской области. На констатирующем этапе будет проведена первичная диагностика уровня развития речи с применением методик «Пересказ рассказа» и «Рассказ по сюжетной картинке» (В.П. Глухов), методики «Выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (Н.Г. Смольникова и К.А. Смирнова). Формирующий этап будет включать в себя работу с детьми, с применением разработанных педагогических мероприятий. На заключительном этапе будет проведена повторная диагностика для сравнения результатов.
В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы.
Список использованной литературы состоит из 31 источника.
Приложения содержат стимульный материал для методик, план-конспект занятия № 2: «Путешествие по сказке «Теремок», результаты критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Спирмена.