В современном информационном обществе, характеризующемся широким распространением интернет-технологий, наблюдается тенденция к активному использованию онлайн-ресурсов для получения информации о здоровье, включая самодиагностику заболеваний. Особую актуальность эта тема приобретает в контексте российской молодежи, для которой интернет является приоритетным источником информации. Практика самодиагностики заболеваний с помощью интернет-ресурсов, с одной стороны, позволяет оперативно получить информацию о возможных причинах недомогания, снизить уровень тревоги и получить психологическую поддержку в онлайн-сообществах. С другой стороны, существует риск неверной интерпретации симптомов, постановки ошибочного диагноза и, как следствие, неадекватного самолечения, что может привести к ухудшению состояния здоровья и задержке обращения за квалифицированной медицинской помощью. Именно эта двойственность феномена самодиагностики обуславливает актуальность данного исследования.
Несмотря на растущее число исследований о самодиагностике с помощью интернета (Fellowes, 2023; Botha, 2022; Zachar, 2020; Ma, 2022; Lewis, 2017; Eaton, 2023; Gallagher, 2021; Haltigan, 2023; Avella, 2024; Milton, 2023; Charland, 2004; Giles, Newbold, 2011; Giedinghagen, 2023; Alhusseini, 2020; White, Horvitz, 2009), комплексный анализ отношения российской молодежи к этой практике, с учетом специфики российского контекста, требует дальнейшего изучения. Данная работа направлена на восполнение этого пробела.
Объектом исследования является российская молодежь в возрасте 18-30 лет.
Предметом исследования выступает отношение российской молодежи к самодиагностике заболеваний с помощью интернет-ресурсов, факторы, влияющие на формирование этого отношения, а также последствия данной практики.
Цель исследования – изучить отношение российской молодежи к самодиагностике заболеваний с использованием интернет-ресурсов, выявить факторы, влияющие на это отношение, и оценить потенциальные последствия данной практики для здоровья и взаимодействия с системой здравоохранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-методологические задачи:
1. Проанализировать существующие теоретические подходы к изучению самодиагностики и использованию интернет-ресурсов
Содержательные задачи:
1. Выявить основные мотивы обращения российской молодежи к онлайн-ресурсам для самодиагностики заболеваний.
2. Определить факторы, влияющие на доверие российской молодежи к информации, полученной из интернет-ресурсов в контексте самодиагностики.
3. Исследовать влияние самодиагностики на обращение молодежи за профессиональной медицинской помощью.
4. Оценить потенциальные риски и выгоды самодиагностики заболеваний с помощью интернет-ресурсов для российской молодежи.
5. Определить процент молодежи, использующих интернет-ресурсы для самодиагностики заболеваний.
Методические задачи:
1. Разработать методику анкетного опроса по теме: «Самодиагностика заболеваний в интернет-ресурсах: практики российской молодежи».
Гипотеза исследования заключается в том, легкость доступа к интернет-ресурсам приводит к тому, что молодежь выбирает самодиагностику чаще, чем обращение к врачу.
Гипотеза следствие 1: в силу ого, что молодежь чаще выбирает самодиагностику, это ведет к риску осложнения заболеваний
Гипотеза следствие 2: примерно 30% молодежи обращаются к интернет-ресурсам
Гипотеза следствие 3: молодежь использует самодиагностику в «легких» случаях, таких как кашель, насморк. В сложных случаях (переломы, вывихи, а также душевные проблемы) – обращается к профессиональной медицине.
Методы исследования: онлайн-опрос.
Выборка исследования: российская молодежь 18-30 лет – нерепрезентативная.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов для разработки рекомендаций по повышению медицинской грамотности молодежи, формированию критического отношения к информации из интернет-ресурсов, а также совершенствованию системы информирования населения о вопросах здравоохранения.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические основы самодиагностики с помощью интернет-ресурсов, а во второй главе представлены результаты социологического анализа отношения российской молодежи к данной практике. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы. В списке использованных источников представлены источники, которые использовались при написании курсовой работы. В приложениях представлены анкета для онлайн-опроса, таблица с переменными, концептуальная модель.