Дневник историка Юрия Владимировича Готье «Мои заметки», охватывающий период с 1917 по 1922 год, являет собой уникальный исторический источник, раскрывающий восприятие революции и Гражданской войны глазами очевидца, принадлежавшего к московской интеллектуальной элите. Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью этого типа источников – личных дневников и записок, отражающих не только события, но и атмосферу эпохи, настроения людей. Особую ценность представляют дневники тех, кто противостоял новой власти, не разделял её идеологии. Их записи, не подвергавшиеся цензуре, позволяют увидеть изнанку революции, понять её трагизм и противоречивость.
Изучение «Моих заметок» актуально и сегодня, в эпоху новых социально-политических потрясений. Опыт прошлого помогает лучше понять причины и механизмы революционных процессов, их влияние на судьбы стран и народов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проводится комплексный анализ «Моих заметок» Ю.В. Готье как исторического источника. В работе будут рассмотрены:
-Обстоятельства создания дневника: условия, при которых Готье делал записи, их влияние на содержание текста.
-Жанровые особенности дневника: сочетание кратких заметок и развёрнутых размышлений, влияние личности автора на повествование.
-Образы «человека революции» в интерпретации Готье: революционные массы, лидеры революции, интеллигенция, простые люди.
-Восприятие Готье ключевых событий революции: Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, политики большевиков.
-Рефлексия Готье о революции: его размышления о причинах и последствиях событий, о судьбах России и русской культуры, о своей собственной судьбе.
Объектом исследования является революция 1917 года и Гражданская война в России, а предметом исследования – восприятие и оценка этих событий Ю.В. Готье на основе анализа его дневника «Мои заметки».
Цель работы – выявить особенности восприятия революции 1917 года Ю.В. Готье, его отношение к ключевым событиям и участникам революции, проанализировать его размышления о судьбах России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть личность Ю.В. Готье в контексте эпохи, его мировоззрение, интеллектуальные влияния, место в московской исторической школе.
2.Проанализировать «Мои заметки» как исторический источник, их содержание, жанровые особенности, субъективность/объективность повествования.
3.Исследовать восприятие Готье ключевых событий революции, его отношение к большевикам, их политике, к другим политическим силам.
4.Проанализировать образы «человека революции» в дневнике Готье: революционные массы, лидеры революции, интеллигенция, простые люди.
5.Рассмотреть рефлексию Готье о революции, его размышления о причинах и последствиях событий, о судьбах России и русской культуры, о своей собственной судьбе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по 1922 год – время, которое описано в «Моих заметках». Территориальные рамки ограничены преимущественно Москвой и её окрестностями, где проживал и работал Готье в этот период.
Источниковая база исследования представлена, в первую очередь, дневником Ю.В. Готье «Мои заметки». Важное значение имеют также его воспоминания «Университет», работы Тихонова В.В. «Московская историческая школа в первой половине XX века: научное творчество Ю.В. Готье, С.Б. Веселовского, А.И. Яковлева и С.В. Бахрушина», статья Хоруженко В.К. «Историк на переломе эпох: личностное измерение событий 1917-1920 гг. Ю.В. Готье», статья Каверзина А.Н. «Предвидение исторических событий в дневниках российского историка Юрия Готье», статья Путилиной Т.Г. «Индивидуально-авторский концепт «смерть России» (на материале дневника Ю.В. Готье «Мои заметки»), статья Мандрика М.В. «К биографии Ю.В. Готье».
Методологическая основа исследования опирается на принципы объективности и историзма. В работе будут использованы следующие методы: источниковедческий, историко-генетический, сравнительно-исторический, контент-анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы историками, изучающими революцию 1917 года, преподавателями истории, а также всеми, кто интересуется историей России XX века.